Основные критерии, определяющие эффективность разработки ППР для стесненных условий строительства | ПРО-ТЕХ студия
protexst@gmail.com
8 812 918 02 59
Звоните! Мы ответим на все ваши вопросы.
Оставить заявку

Основные критерии, определяющие эффективность разработки ППР для стесненных условий строительства

УДК65.011.46:[69.051:69.055]711.123(470.023-25)

А.Н. Гайдо (СПбГАСУ)

В практике жилищного строительства Санкт-Петербурга в настоящее время сложилась ситуация возведения домов в кварталах сложившейся застроки, в том числе в историческом центре.

В городе идет вполне естественный период уплотнения – такова практика всех крупных городов мира. Истощились резервы инженерного обеспечения, за 10 последних лет постройка головных инженерных сооружений и магистральных коммуникаций практически не велась.

 

Инвесторы стремятся вести строительство в кварталах со сложившейся застройкой где есть возможность подключения к существующим инженерным сетям и отпадает необходимость в проведении новых коммуникаций, что существенно удешевляет строительство. Кроме того эти районы имеют развитую инфраструктуру и транспортную сеть при относительной близости к центру, высокий уровень продовольственной и промышленной торговли, а все услуги населения обеспечены по нормативам.

В дополнении к сказанному следует отметить наличие свободных территорий на картах давно застроенных кварталов. Свободные участки здесь остались по ряду причин – в основном в качестве резерва под будущие градостроительные нужды. Десятилетиями они использовались в качестве площадок для выгула собак, кое-где стихийно благоустраивались.  Но теперь освоение пустырей становиться едва ли не единственным шансом улучшить качество близлежащего жилья – в первую очередь домов первых массовых серий, так называемых «хрущевок». В этой связи в Комитете по строительству Санкт-Петербурга разработана и утверждена программа комплексной реконструкции кварталов застройки первых поколений, суть которой заключается в следующем – право на новое строительство предоставляется инвестору  при условии преобразования и реконструкции существующего жилья [1].

В этой связи можно заключить, что существуют  предпосылки побуждающие к строительству в стесненных условиях городской застройки. Стесненные условия строительства помимо уплотнительной застройки возникают при реконструкции и капитальном ремонте, аварийных работах в условиях чрезвычайных ситуаций (усиление и закрепление, демонтаж обрушившихся конструкций), строительстве комплексов зданий при совместной работе нескольких механизмов.

Анализ вышеперечисленных фактов позволяет заключить, что стесненность строительной площадки препятствует применению строительных машин с требуемыми техническими показателями, что ведет к увеличению объемов немеханизированных работ и значительному удорожанию и увеличению сроков строительства.

Отсюда следует практически важный вывод о необходимости исследования критериев  и поиске эффективных решений проектов производства работ (ППР) для  стесненных условий строительства

Различают два вида стесненности строительства: внешнюю и внутреннюю [2].

Внешняя стесненность выражается отношением свободной площади стройплощадки к площади необходимой для рациональной организации строительного производства и размещения техники, площадей складирования, размещения бытового городка строителей, организации внутриплощадочных дорог и т.п.

Внутренняя стесненность характеризуется степенью свободы – количеством возможных  направлений внутриобъектного перемещения грузов и самих грузоподъемных механизмов.

На примере работ «надземного» цикла  с использованием башенных и  монтажных кранов рассмотрим основные факторы определяющие внутреннюю стесненность [3]:

  • близлежащие здания и сооружения, пешеходные дорожки, ограничивают радиус перемещения грузов;
  • временные строения производственого назначения (склады, мастерские, арматурные участки, бетоносмесительные узлы) в пределах строительной площадки создают запретные зоны работы кранов;
  • инженерные сети на территории строительства (заглубленные и надземные) в пределах охранных зон которых запрещается как проносить груз, так и устанавливать механизмы (располагать рельсовые пути или дорожные плиты для перемещения монтажного крана);
  • конструктивные особенности возводимого здания, например: наличие уже смонтированного фундамента под рельсовыми путями или габариты замкнутого контура несущих конструкций здания внутри которого предполагается установить грузоподъемный механизм;
  • особенности применяемой технологии и параметры монтажной оснастки;
  • использование сразу нескольких механизмов в переделах строительной площадки  требуют разработки детальной схемы совместной работы в ППР с указанием зон ограничений работы.

Помимо перечисленных факторов необходимо учитывать и технические особенности строительных машин. Например, в случае использования башенных кранов необходимо учитывать:

  • требуемые размеры  площадок и условия монтажа;
  • минимальную длину рельсового пути обеспечивающую плановый ремонт механизмов и устойчивость балластной призмы;
  •   наличие «мертвой зоны» перемещения грузов определяемой минимальным вылетом стрелы крана;
  • наличие противовесов на стреле и расположение жестких связей для крепления приставного крана.

Перечисление даже этого неполного перечня факторов говорит о широте технических задач решаемых при разработке ППР для стесненных условий строительства.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что исследование и разработка технологии производства работ в стесненных условиях является актуальной задачей, решение которой позволит создавать рациональные проекты производства работ и выбирать оптимальные варианты механизации строительства.

Литература

1. Ипполитова К.Н. «Хрущевки»  и не только. Отдельные аспекты сложившейся задачи.//Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.-2002.-№55.-С.9-10.

2. Курочкин А.И. Методика определения оптимального варианта механизации строительно-монтажных работ при реконструкции объектов.//Промышленное и гражданское строительство.-1997.-№2.-С.40-42

3. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве.