Основные критерии, определяющие эффективность разработки ППР для стесненных условий строительства
УДК65.011.46:[69.051:69.055]711.123(470.023-25)
А.Н. Гайдо (СПбГАСУ)
В практике жилищного строительства Санкт-Петербурга в настоящее время сложилась ситуация возведения домов в кварталах сложившейся застроки, в том числе в историческом центре.
В городе идет вполне естественный период уплотнения – такова практика всех крупных городов мира. Истощились резервы инженерного обеспечения, за 10 последних лет постройка головных инженерных сооружений и магистральных коммуникаций практически не велась.
Инвесторы стремятся вести строительство в кварталах со сложившейся застройкой где есть возможность подключения к существующим инженерным сетям и отпадает необходимость в проведении новых коммуникаций, что существенно удешевляет строительство. Кроме того эти районы имеют развитую инфраструктуру и транспортную сеть при относительной близости к центру, высокий уровень продовольственной и промышленной торговли, а все услуги населения обеспечены по нормативам.
В дополнении к сказанному следует отметить наличие свободных территорий на картах давно застроенных кварталов. Свободные участки здесь остались по ряду причин – в основном в качестве резерва под будущие градостроительные нужды. Десятилетиями они использовались в качестве площадок для выгула собак, кое-где стихийно благоустраивались. Но теперь освоение пустырей становиться едва ли не единственным шансом улучшить качество близлежащего жилья – в первую очередь домов первых массовых серий, так называемых «хрущевок». В этой связи в Комитете по строительству Санкт-Петербурга разработана и утверждена программа комплексной реконструкции кварталов застройки первых поколений, суть которой заключается в следующем – право на новое строительство предоставляется инвестору при условии преобразования и реконструкции существующего жилья [1].
В этой связи можно заключить, что существуют предпосылки побуждающие к строительству в стесненных условиях городской застройки. Стесненные условия строительства помимо уплотнительной застройки возникают при реконструкции и капитальном ремонте, аварийных работах в условиях чрезвычайных ситуаций (усиление и закрепление, демонтаж обрушившихся конструкций), строительстве комплексов зданий при совместной работе нескольких механизмов.
Анализ вышеперечисленных фактов позволяет заключить, что стесненность строительной площадки препятствует применению строительных машин с требуемыми техническими показателями, что ведет к увеличению объемов немеханизированных работ и значительному удорожанию и увеличению сроков строительства.
Отсюда следует практически важный вывод о необходимости исследования критериев и поиске эффективных решений проектов производства работ (ППР) для стесненных условий строительства
Различают два вида стесненности строительства: внешнюю и внутреннюю [2].
Внешняя стесненность выражается отношением свободной площади стройплощадки к площади необходимой для рациональной организации строительного производства и размещения техники, площадей складирования, размещения бытового городка строителей, организации внутриплощадочных дорог и т.п.
Внутренняя стесненность характеризуется степенью свободы – количеством возможных направлений внутриобъектного перемещения грузов и самих грузоподъемных механизмов.
На примере работ «надземного» цикла с использованием башенных и монтажных кранов рассмотрим основные факторы определяющие внутреннюю стесненность [3]:
- близлежащие здания и сооружения, пешеходные дорожки, ограничивают радиус перемещения грузов;
- временные строения производственого назначения (склады, мастерские, арматурные участки, бетоносмесительные узлы) в пределах строительной площадки создают запретные зоны работы кранов;
- инженерные сети на территории строительства (заглубленные и надземные) в пределах охранных зон которых запрещается как проносить груз, так и устанавливать механизмы (располагать рельсовые пути или дорожные плиты для перемещения монтажного крана);
- конструктивные особенности возводимого здания, например: наличие уже смонтированного фундамента под рельсовыми путями или габариты замкнутого контура несущих конструкций здания внутри которого предполагается установить грузоподъемный механизм;
- особенности применяемой технологии и параметры монтажной оснастки;
- использование сразу нескольких механизмов в переделах строительной площадки требуют разработки детальной схемы совместной работы в ППР с указанием зон ограничений работы.
Помимо перечисленных факторов необходимо учитывать и технические особенности строительных машин. Например, в случае использования башенных кранов необходимо учитывать:
- требуемые размеры площадок и условия монтажа;
- минимальную длину рельсового пути обеспечивающую плановый ремонт механизмов и устойчивость балластной призмы;
- наличие «мертвой зоны» перемещения грузов определяемой минимальным вылетом стрелы крана;
- наличие противовесов на стреле и расположение жестких связей для крепления приставного крана.
Перечисление даже этого неполного перечня факторов говорит о широте технических задач решаемых при разработке ППР для стесненных условий строительства.
В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что исследование и разработка технологии производства работ в стесненных условиях является актуальной задачей, решение которой позволит создавать рациональные проекты производства работ и выбирать оптимальные варианты механизации строительства.
Литература
1. Ипполитова К.Н. «Хрущевки» и не только. Отдельные аспекты сложившейся задачи.//Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.-2002.-№55.-С.9-10.
2. Курочкин А.И. Методика определения оптимального варианта механизации строительно-монтажных работ при реконструкции объектов.//Промышленное и гражданское строительство.-1997.-№2.-С.40-42
3. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве.